
неуверенность в себе,
агрессивность,
истерики,
застенчивость,
капризы,
чрезмерная активность,
сложности в учебе,
плохие отношения с родителями,
низкая самооценка,
страхи,
отсутствие друзей,
конфликты с одноклассниками.
Кроме того, следует обратиться к детскому
психологу, если ребенок оказался в сложной для него жизненной ситуации:
смерть близких,
острые или постоянные конфликты в семье,
развод родителей,
переезд, смена школы или детского сада.
Детский психолог может помочь в развитии
познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка. А иногда нужно просто
оценить уровень и особенности развития ребенка. В первую очередь такая
необходимость возникает перед школой, когда нужно понять, готов ли ребенок к
школе или стоит ещё год подождать? Отдать его в обычную школу или, например, в
физ-мат лицей? Тогда детский психолог проведет диагностику психологической
готовности к школе.
Чем педагог- психолог может быть полезен родителям?
Именно родители обычно являются инициаторами обращения к психологу, и во многих ситуациях работа детского психолога ориентирована на изменение поведения родителей. Ведь в большинстве случаев в поведении ребенка, как в зеркале, отражаются отношения и проблемы, существующие в его семье. И, сколько бы ни работал психолог с ребенком, его работа даст временный результат, ненадолго снимет напряжение, если от психолога ребенок каждый раз возвращается в семью, которая не меняется. Ведь семья — самое важное, что есть в жизни этого ребенка. Детский психолог может помочь заинтересованному родителю
наладить отношения с ребенком,
лучше разобраться в его проблемах,
выработать оптимальную стратегию и тактику
взаимодействия с ним,
повысить свою родительскую компетентность и
самооценку,
сделать отношения в семье более доверительными
и теплыми,
научиться управлять своими чувствами,
найти свой стиль взаимодействия с ребенком, который определяется особенностями ребенка и родителя
Как работает педагог-психолог?
Чтобы помочь ребенку и родителям, психолог
должен найти причины возникших трудностей. Психолог беседует с родителями,
задает различные вопросы, которые могут быть связаны как с особенностями
развития и воспитания ребенка, так и с его семейной ситуацией. И, конечно,
детский психолог общается с ребенком. Чем младше ребенок, тем меньше шансов,
что он сумеет описать словами свое состояние и возникшие сложности. Тогда его
языком может стать, например, игра, рисунок, лепка или сочиненная сказка. И
психолог предложит поиграть, порисовать и так далее. Может быть, чтобы получить
более полную информацию, потребуются специальные тесты.Но вот проблема и её
причины определены. Детский психолог предложит соответствующие ситуации
варианты работы. Например, индивидуальная работа с ребенком
песочная терапия,
арт-терапия, игровая терапия,
занятия, направленные на развитие памяти,
внимания и мышления ребенка,
и так далее.
Или с родителем — консультации, направленные
на разработку стратегии общения с ребенком и т. п. В некоторых случаях детский
психолог может направить родителя к специалисту, работающему со взрослыми.
Бывают ситуации, когда детский психолог работает со всей семьей или с парой
ребенок-родитель. В ряде случаев родители направляются на супружескую терапию,
а детский психолог работает только с ребенком.
Какими методами работает педагог- психолог?
Если речь идет обэмоциональных проблемах или
нарушениях поведения, детский психолог может использовать, например, следующие
методы работы.
Игровая терапия помогает ребенку выразить свои
чувства и мысли, рассказать о них в безопасной, принимающей обстановке. Здесь
ребенок сможет свободно выразить чувства, поднять важные для него темы,
укрепить веру в себя, стать более самостоятельным и ответственным, научиться
преодолевать трудности, опираясь на собственные силы, научиться принимать
самостоятельные решения.
Песочная терапия помогает найти гармонию в
отношениях с собой и миром, лучше понять себя, посмотреть на происходящее с
разных сторон. Работа с песком
может быть частью игровой терапии, и тогда песочница превращается в мир,
подвластный ребенку, коллекция игрушек помогает отобразить в этом мире внутренний
мир ребенка, семьи или детской группы.
Арт-терапия использует творческие возможности
ребенка, это и рисование, и лепка, и танец, и маленькие спектакли или сочинение
историй. В широком смысле слова игровая и песочная терапия являются
разновидностями арт-терапии.
Если же речь идет о развитии познавательной
сферы, то здесь детский психолог сюжет использовать разнообразные дидактические
игры и развивающие упражнения, которые подбираются в зависимости от
потребностей и особенностей ребенка.